Разработан

на Педагогическом совете

“20” августа  2013 г. протокол № 5

Утвержден приказом № _____

Директор МОКУ ДОД ДМШ

Казаковцева Н.В.

РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 

Муниципального образовательного казенного учреждения дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа»

п.Безбожник Мурашинского района Кировской области

на 2013 – 2014 учебный год

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Учебный план муниципального образовательного казенного  учреждения дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа» п.Безбожник Мурашинского района  Кировской области (далее – МОКУ ДОД ДМШ) является основным документом, определяющим содержание образовательных программ, реализуемых МОКУ ДОД ДМШ. Учебный план МОКУ ДОД ДМШ призван направить образовательной процесс на решение следующих задач:

- обеспечение условий для сохранения и совершенствования лучших традиций отечественного художественного образования;

- обеспечение условий для выполнения одной из важных задач художественного образования, связанной с вхождением ребенка в мир искусства, освоения им выработанных мировой культурой ценностей;

- использование вариативных подходов в целях адаптации образовательных программ к способностям и возможностям каждого обучающегося;

- максимальное использование творческого потенциала педагогических работников МОКУ ДОД ДМШ.

Структура и содержание Учебного плана МОКУ ДОД ДМШ ориентированы на выявление и реализацию способностей ребенка на всех этапах его обучения, создание наиболее благоприятных условий организации учебного процесса. Данный принцип позволяет определить перспективы развития каждого ребенка и, тем самым, дает возможность большему количеству детей включиться в процесс художественного образования.

При составлении учебных планов на учебный год МОКУ ДОД ДМШ руководствуется примерными планами, утвержденными приказом Министерства культуры СССР от 28.05.1987 г. № 242 “Типовые учебные планы”.

Учебный план составлен в соответствии с принятыми к реализации образовательными программами и полностью им соответствует.

Учебный план МОКУ ДОД ДМШ – комплекс предметов, необходимых для освоения музыкального искусства.

В зависимости от  специфики инструмента, рекомендованного срока  обучения (5-6  или 7-8 лет) и индивидуальных особенностей проступающего возможен прием в МОУДОД ДМШ как правило, детей от 7 лет, а также подростков.

МОКУ ДОД ДМШ реализует образовательные программы ранней профессиональной ориентации (8 класс по 7-летней образовательной программе и 6 класс по 5-летней образовательной программе). В 8 (6) класс зачисляются учащиеся, проявившие способности и желание к продолжению обучения в профессиональных учебных заведениях, но не более 20% количества выпускников.

МОКУ ДОД ДМШ имеет необходимое кадровое, методическое и материально-техническое обеспечение реализации учебных планов.

План составляется в конце текущего года на следующий учебный год, разрабатывается на Педагогическом совете, утверждается директором МОКУ ДОД ДМШ.

Образовательные программы разделяются по срокам обучения на 7-летние, 5-летние и программы ранней профессиональной ориентации, переход на которые возможен только после освоения 7-летней или 5-летней программы.

Вопросы, связанные с определением срока обучения, включая изменение его сроков, определяемых учебными планами, решаются администрацией МОКУ ДОД ДМШ с учетом индивидуальных особенностей конкретного учащегося.

Сроки реализации образовательных программ по видам музыкальных инструментов:

 

Фортепиано                                                                 7 лет

Баян                                                                              5 лет

 

Основой расчета количества учебных часов в неделю является единица учебного времени – урок. Продолжительность урока определяется в соответствии с порядком, установленным Уставом МОКУ ДОД ДМШ и другими локальными нормативными актами, и составляет  45 минут.

Деление классов на младшие и старшие продиктовано только учебными задачами и не имеет отношения к вопросам исчисления заработной платы. Вопрос заработной платы регулируется соответствующими нормативными правовыми актами.

Количественный состав групп – в среднем 5 человек, кроме хоровых занятий, которым устанавливается количественный состав групп в среднем 12 человек.

Время, отведенное на предмет «Коллективное музицирование», может быть использовано на занятия по группам, партиям, сводные занятия и другие формы работы в зависимости от плана работы коллектива в пределах часов, выделяемых на коллективное музицирование в соответствии с учебным планом.

Особое значение приобретает предмет по выбору. Определяющим принципом введения в учебный план того или иного предмета по выбору является желание самого учащегося или его родителей (лиц их заменяющих) заниматься этой дисциплиной. Возможны занятия одного учащегося несколькими предметами по выбору. В особых случаях объем времени на предмет по выбору учащемуся может быть увеличен. Решение  об увеличении объема часов на предмет по выбору принимает Педагогический совет МОКУ ДОД ДМШ. Учащимся народных инструментах, рекомендуется изучение общего фортепиано, что отвечает сложившейся традиции преподавания общего фортепиано в музыкальной школе. В течение учебного года, в случае появления резерва часов, возможна корректировка в использовании отдельных предметов по выбору. По желанию родителей учащиеся могут быть освобождены от этого предмета, при этом, образовавшийся резерв часов может быть использован по усмотрению МОКУ ДОД ДМШ.

 

 

Семилетние ОП

ОП инструментального музицирования

 

п/п

Наименование

предмета

Количество учебных часов в неделю

Экзамены

проводятся

1

2

3

4

5

6

7

1

Музыкальный инструмент

2

2

2

2

2

2

2

7 классы

2

Сольфеджио

1

1,5

0,5

1

0,5

1,5

1,5

7 классы

3

Слушание музыки

1

1

0,5

-

-

-

-

 

4

Музыкальная литература

-

-

-

0,5

0,5

1

1

 

5

Коллективное музицирование (хор, вокальный ансамбль)

1,5

1,5

1

1,5

1,5

1,5

1,5

 

6

Предмет по выбору

-

-

-

-

-

0,5

0,5

 

7

Всего:

5,5

8

4

5

4,5

6,5

6,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Выпускники YII класса считаются окончившими полный курс МОКУ ДОД ДМШ.
  • Музицирование предполагает: общий курс фортепиано.
  • Перечень предметов по выбору:  балалайка, домра, вокал.
  • Музицирование, предметы по выбору даются детям с учетом мнения учащихся, родителей (законных представителей) и по решению Педагогического совета в утвержденной приказом директора «Недельной учебной нагрузке учащихся МОКУДОД ДМШ».

 

Примечания

  1. Младшими классами считаются I-II-III-IY, старшими – Y-YI-YII классы.
  2. Формой занятий по предмету «Коллективное музицирование» являются занятия хором  и вокальным ансамблем.
  3. Количественный состав групп по сольфеджио, слушанию музыки, музыкальной литературе – от 5 человек. Количественный состав групп по хору – в среднем 12 человек, по другим формам коллективного музицирования – от 2-х человек.
  4. Помимо занятий в хоре, ансамбле 1 раз в месяц проводятся сводные занятия ансамбля, отдельно младшего и старшего хора (по 2 урока) в соответствии с мероприятиями «Плана работы МОКУДД ДМШ на 2013-2014 учебный год».
  5. Помимо педагогических часов, указанных в учебном плане необходимо предусмотреть:

-  преподавательские часы для проведения сводных занятий хоров, ансамблей (2 часа в месяц);

- концертмейстерские часы.

 

Пятилетние ОП

Инструментальные виды музыкального искусства (сокращенная семилетняя ОП для учащихся, поступивших в школу в 7-9 лет)

 

Наименование

предмета

Количество учебных часов в неделю

Экзамены

Проводятся в классах

 

 

1

2

3

4

5

 

1

Музыкальный

Инструмент

2

2

-

-

-

-

2

Сольфеджио

1

1,5

-

-

-

-

3

Музицирование

-

0,5

-

-

-

 

4

Слушание музыки

1

-

 

 

 

 

5

Музыкальная литература

-

1

-

-

-

 

6

Коллективное

музицирование

2

2

-

-

-

 

7

Предмет по выбору

0,5

0,5

-

-

-

 

 

Всего

6,5

7,5

 

 

 

 

 

  • Выпускники Y класса считаются окончившими полный курс МОКУ ДОД ДМШ.
  • Музицирование предполагает:  общий курс фортепиано.
  • Перечень предметов по выбору: балалайка, домра .

Примечание

  1. Младшими классами считаются I-II-III-IY, старшими – Y-YI классы.
  2. Формой занятий по предмету «Коллективное музицирование» являются занятия хором.
  3. Количественный состав групп по сольфеджио, слушанию музыки, музыкальной литературе,– от 5 человек. Количественный состав групп по хору – в среднем 12 человек, по другим формам коллективного музицирования – 0т 2-х человек.
  4. Помимо занятий в хоре, ансамбле 1 раз в месяц проводятся сводные занятия ансамбля, отдельно младшего и старшего хора (по 2 урока) в соответствии с мероприятиями «Плана работы МОУДД ДМШ на 2011-2012 учебный год».
  5. Помимо педагогических часов, указанных в учебном плане необходимо предусмотреть:

-  преподавательские часы для проведения сводных занятий хоров, ансамблей (2 часа в месяц);

- концертмейстерские часы.

 

Примечания

 

1. VI, VIII классы считаются старшими.

2. Время, отведенное на предмет «Коллективное музицирование» используется на занятия хора.

3. Количественный состав групп по сольфеджио, музыкальной литературе, элементарной теории от 2-х человек. Количественный состав групп по хору – в среднем 12 человек, по другим формам коллективного музицирования – от 2-х человек.

4. Помимо занятий в хоре, ансамбле 1 раз в месяц проводятся сводные занятия отдельно младшего и старшего хора (по 2 урока) в соответствии с мероприятиями «Плана работы МОКУ ДОД ДМШ на 2013-2014 учебный год».

5. Помимо педагогических часов, указанных в учебном плане. Необходимо предусмотреть:

- преподавательские часы для проведения сводных занятий хоров, ансамблей (по 2 урока в месяц);

- концертмейстерские часы.

6. Предполагается не полный перечень предметов, указанных в учебном плане, так как учащиеся данных классов считаются завершившими начальное музыкальное образование.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

к учебным планам муниципального образовательного учреждения

дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа»

п.Безбожник Мурашинского района  Кировской области,

утвержденным на заседании Педагогического совета

от «_20_»_АВГУСТА_ 2013___ года, протокол №__5___.

 

            Целью введения в образовательный процесс учебных планов муниципального образовательного казенного  учреждения дополнительного образования детей «Детская музыкальноая школа» п. Безбожник Мурашинского района Кировской области (далее МОКУ ДОД ДМШ) является: создание наиболее благоприятных условий организации учебного процесса с учетом особенностей групп учащихся, а также обеспечение решения задач индивидуального подхода к обучению, что позволяет более точно определять перспективы развития каждого ребенка и, тем самым, дает возможность большему количеству детей включиться в процесс художественного образования.

            Учебные планы образовательных программ по видам музыкального искусства МОКУДОД ДМШ (далее по тексту – учебные планы) призваны направить МОКУ ДОД ДМШ на решение следующих задач:

- осуществление государственной политики гуманизации образования, основывающейся на приоритете свободного развития личности;

- обеспечение условий для выполнения одной из важных задач художественного образования, связанной с вхождением ребенка в мир искусства, освоения им выработанных мировой культурой ценностей;

- обеспечение условий для сохранения и совершенствования традиций отечественного художественного образования;

- использование вариантных подходов в целях адаптации образовательных программ к способностям и возможностям каждого обучающегося;

- создание условий для обеспечения индивидуального подхода к каждому обучающемуся в рамках образовательного процесса;

- создание новых методик, программ, учебников, пособий по предметам нового поколения учебных планов.

             Учебные планы МОКУДОД ДМШ разработаны на основе «Примерных учебных планов образовательных программ по видам музыкального искусства для детских школ искусств» (новая редакция),  утвержденных министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации федеральным агентством по культуре и кинематографии № 1814-18-07.4 от 02.06.2005 года, «Примерными учебными планами образовательных программ по видам искусств для детских школ искусств», утвержденных Министерством культуры Российской Федерации от 23.06.2003 г. № 66-01-16/32.

            При выборе образовательных программ МОКУ ДОД ДМШ руководствуется Рекомендациями Федерального агентства по культуре и кинематографии от 23.05.2005 №1693-18-074 «О перечне примерных учебных программ для детских школ искусств на 2005-2006 учебный год»

            Учебные планы регламентируют применение следующих программ, используемых в образовательном процессе МОКУ ДОД ДМШ:

            - Музыкальный инструмент (фортепиано). Программа для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств), Москва 1991 год, утверждена Управлением учебных заведений и научных учреждений Министерства культуры СССР.

            - Музыкальный инструмент баян. Примерная программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств, Москва, 2005 год, одобрена Научно-методическим центром по художественному образованию.

 - Музыкальный инструмент (баян). Программа для детских музыкальных школ, 1990.

            - Сольфеджио. Программа для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств, вечерних школ общего музыкального образования, Москва, 1984 год, утверждена Управлением учебных заведений и научных учреждений Министерства культуры СССР.

            - Сольфеджио. Примерная программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств. Москва, 2006.

            - Примерная программа и методические рекомендации по учебной дисциплине «Музыкальная литература» для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств, Москва 2002 год, одобрена Научно-методическим центром по художественному образованию.

            - Слушание музыки, программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств, 2002 год, одобрена Министерством культуры Российской Федерации. Н.А.Царева. Слушание музыки. Методическое пособие. Москва, 2002 г.

            - Хоровой класс (коллективное музицирование). Программа для инструментальных и хоровых отделений детских музыкальных школ и школ искусств, утверждена МК РФ в 2003 году.

             Особое место в учебных планах занимает предмет по выбору. При организации занятий МОКУДОД ДМШ придерживается следующего:

  1. Использование возможностей предмета по выбору позволяет применить на практике методы дифференцированного обучения и индивидуального подхода.
  2. Определяющий принцип: добровольное желание учащегося заниматься этой дисциплиной.
  3. По желанию учащихся и их родителей директор МОКУ ДОД ДМШ имеет право освобождать учащихся от предмета по выбору. Образовавшийся резерв часов может быть использован по усмотрению директора МОКУ ДОД ДМШ.
  4. При введении предмета по выбору необходимо учитывать общую недельную нагрузку каждого учащегося, а также индивидуальные физические возможности детей.

            Дополнительные образовательные программы, регламентирующие образовательную деятельность в рамках предмета по выбору:

            - Вокал примерной программы «Хоровое и вокальное исполнительство» для хоровых отделений  ДМШ  и ДШИ. (Министерство культуры РФ. Научно-методический центр по художественному образованию. Москва 2003 г).

                - программа для ДМШ, ДШИ (музыкальных отделений) по классу домры, разработанных Министерством культуры СССР (Москва 1988г), Министерством культуры РФ (Москва 2003г), адаптированной программы «Музыкальные инструменты: домра, балалайка, гитара» (утвержденных Методическим советом МОКУ ДОД  ДМШ, протокол №5  от 20.08.2013г), программы общего музыкального обучения с 3-летним сроком обучения (утвержденных Педагогическим  советом МОКУ ДОД  ДМШ, протокол № 5 от 20.08.2013г)

 

- Класс ансамбля народных инструментов. Программы для детских музыкальных школ и вечерних школ общего музыкального образования, Москва-1979 год.

            - Музицирование. Примерная программа для детских хоровых и музыкальных отделений детских школ искусств, 2006.

            - Общее фортепиано. Программа для детских музыкальных школ, 1975.